Центр развития и коррекции поведения
Поддержка 8 (800) 505-2031
a
  >  Вопросы и ответы
Что такое ABA терапия?

ABA — это аббревиатура. Она расшифровывается как «Applied Behaviour Analysis«, что переводится как «Прикладной Анализ Поведения«.

Прикладной анализ поведения — это научная дисциплина, систематически использующая базовые принципы изменения поведения для формирования социально-значимых навыков или снижения опасных или социально неприемлемых видов поведения. Проще говоря, ABA — это научная дисциплина, которая помогает нам учить других людей делать что-то хорошее и нужное и не делать чего-то плохого.

В области поведенческой науки также существует экспериментальный анализ поведения, который основан на научных трудах и философии Б. Ф. Скиннера о радикальном бихевиоризме. Наука прикладного анализа поведения и базовые принципы сформированы именно на основе экспериментального поведенческого анализа.

Какие навыки можно сформировать с помощью ABA?

ABA фокусируется в первую очередь на развитие навыков группы «умение обучаться». В неё входят такие навыки, как: навыки коммуникации (понимание речи, экспрессивная речь, жестовая речь или общение с помощью аугментативной системы коммуникации), социальные навыки, навыки имитации (повторения за другими людьми действий и слов, которые они произносят).

Также ABA уделяет много внимания навыкам, необходимым для самостоятельной жизни, при этом важность развития того или иного навыка определяется возрастом ребёнка — мы всегда стараемся соответвовать примерной возрастной норме детей.

При этом ABA не обходит стороной и академический навыки — детей учат читать и отвечать на вопросы по тексту, писать, считать, выполнять простые математические действия и так далее.

Сбалансированная и тщательно реализуемая программа ABA может помочь ребёнку подготовиться к детскому садику или школе.

А не будет ли такого, что ребенок научится делать все это в присутствии ABA педагога?

Верно составленная ABA программа и тщательно спланированное вмешательство, реализованное в достаточном объёме, формирует высокий уровень обобщения приобретенных навыков. Это значит, что ребёнок сможет научиться чему-то в рамках ABA программы, а затем перенести свои новые умения в естественную среду.

Какими отличительными чертами обладает программа ABA?

Все программы ABA предполагают, что мы исследуем поведение. Мы оцениваем факторы, которые на него влияют или должны влиять. Обычно мы оцениваем предшествующие факторы и последствия, которые могут влиять на частоту возникновения поведения в дальнейшем. Это позволяет нам формировать новые навыки, планировать наше вмешательство. При этом навыки, которые мы формируем, обычно подвергаются детальной оценке: они разделяются на небольшие части, которые мы можем постепенно осваивать, шаг за шагом.

В рамках вмешательства ABA навыки формируются с помощью подкрепляющих стимулов (призов и похвалы), формирования реакции, с помощью подсказок и их постепенного удаления,  обучения различать стимулы и обобщать полученные навыки в разных условиях.

При этом на всех этапах осуществляется сбор данных, который позволяет оценить прогресс клиента.

Могу ли я присутствовать на занятиях? Можем ли мы придти на занятие вместе с бабушкой и дефектологом?

Как законный представитель ребенка, вы безусловно имеете право присутствовать на занятии, более того, очень важно, чтобы вы знали, чем именно занимаются педагоги и как именно они выполняют то или иное упражнение. Для выполнения некоторых упражнений ваше присутствие является насущной необходимостью, например, при обучении навыку просьбы или навыкам безопасного поведения.

Бывают, однако, ситуации, когда в присутствии мамы ребенок отказывается заниматься, постоянно просится «на ручки», беспокоится. В такой ситуации важной задачей будет научить ребенка спокойно взаимодействовать с педагогом как в присутствии мамы, так и тогда, когда мамы рядом нет. В будущем ребенок будет ходить в школу, а мамы появится время для работы или других дел, если ребенка научили заниматься без мамы. Поэтому на каком-то этапе педагог может предложить вам недолго побыть в холле. Вы всегда имеете право отказаться.

Если вам хочется, чтобы бабушка или ваш логопед посмотрели занятия, то лучше посетить занятие по очереди. Как показывает опыт, люди на занятии отвлекаются, разговаривают между собой, у них звонят телефоны, что очень мешает вести занятие, отвлекает и ребенка и педагога.