Центр развития и коррекции поведения
Поддержка 8 (800) 505-2031
a
  >    >  ЗПР/ЗРР

 Задержка психического развития (ЗПР) – это замедление темпа развития психики, которое выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, сложности в соблюдении правил, сложности и низкой мотивации к интеллектуальной деятельности.

ЗПР может проявляться по-разному.

Иногда при задержке развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма) ребенок нормально развивается интеллектуально или даже опережает сверстников.  Эмоциональное развитие таких детей соответствует психике ребенка более младшего возраста.

“Задержка психического развития (ЗПР) – это замедление темпа развития психики.”

В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы. В этом случае ребенок склонен к робости, боязливости, страхам. Такие дети неактивны в коллективе, стеснительны и боязливы, часто несамостоятельны.

Разобраться в характере и глубине того или иного нарушения можно только при комплексном обследовании ребенка врачом-психотерапевтом, дефектологом, психологом, логопедом. Иногда под первичным диагнозом ЗПР может скрываться расстройство аутистического спектра.

Дети с ЗПР могут иметь сложности с обучением в детском саду и школе, и им будет нужна помощь специалистов – логопеда, дефектолога, нейропсихолога, психолога и т.д. Однако при правильной и постоянной коррекции почти все дети с неосложненной формой задержки психического развития могут довольно быстро преодолеть свои сложности и догнать сверстников.

ЗПР может быть как отдельным диагнозом, так и сочетаться с другими – с аутизмом, с ДЦП, слепотой и так далее.

Задержка речевого развития (ЗРР) у детей – это отставание в речи от нормы развития детей до четырех лет. При диагнозе ЗРР ребенок может не говорить совсем, а может говорить, но по сравнению со сверстниками очень мало.
Диагноз ЗРР ставится детям трех-четырех лет, у которых к этому возрасту не сформировался минимальный словарный запас слов. Дети с задержкой психоречевого развития говорят короткими предложениями, употребляют мало прилагательных, редко задают вопросы. Однако заподозрить проблемы с речевым развитием можно и раньше.
Стоит обратиться к специалистам, если:

  • младенец молчит и не произносит никаких звуков;
  • 12-месячный ребенок не реагирует на обращение к нему, а к себе внимание привлекает исключительно плачем;
  • в возрасте полутора лет дети должны распознавать на слух названия предметов, показывать их на картинке и т.д.;
  • полутора-двухгодовалый ребенок должен свободно выполнять команды взрослого: «открой рот», «возьми ложку»;
  • в два-три года ребенок должен произносить отдельные слова, а иногда и целые фразы;
  • к четырем годам дети произносят полноценные предложения, даже если большинство звуков не сформировано.

Прежде чем поставить диагноз, ребенка направят на обследования, чтобы исключить органические причины развития задержки:

  • травмы, заболевания и поражения головного мозга;
  • инфекционные заболевания, перенесенные еще в утробе матери или в первый год жизни;
  • проблемы со слухом (поэтому он не может внятно повторять то, что слышит от других).

Коррекция ЗРР

Очень часто семья недооценивает проблему с задержкой развития речи у ребенка. Существует много опасных стереотипов, что в один день ребенок заговорит сам и предложениями. Бабушки рассказывают, что именно так было у родителей ребенка или у кого-то из знакомых. Однако на деле случаи такого взрывного развития речи крайне редки. И ребенок нуждается в помощи и коррекции, чтобы решить все проблемы и не столкнуться со сложностями в школьном возрасте.

Коррекция задержки речевого развития – это комплексная работа нескольких специалистов: логопеда, дефектолога, психолога; иногда она может включать групповые занятия по растормаживанию речи. Занятия должны проводиться регулярно, тогда можно будет достичь хорошего результата и догнать сверстников.